Главное:
Нутриентная поддержка — одна из составляющих здоровья ребенка. При этом важно поддерживать его организм в разных направлениях.
Подробнее познакомиться с каждым продуктом из детской серии SOLGAR, указанным в статье, можно перейдя по ссылке.
Erid: 2SDnjcittLa
Детство — время радостное и беззаботное… Так скажет любой взрослый.
Несомненно, дети не обременены ответственностью и задачами взрослой жизни, и в сравнении с ней детство может казаться безмятежным. Тем не менее дети на своем пути развития и совершенствования ежедневно сталкиваются со своими вызовами и трудностями.
Пока ребенок находится в процессе активного роста и еще не накопил достаточное количество опыта и навыков, его нервная система может быть более уязвимой к стрессу, тревоге, страхам. В зависимости от свойств личности и черт характера ребенка это выражается более или менее ярко.
Как помочь ребенку справляться со стрессом и эмоциональными переживаниями уже с малых лет, чтобы он мог успешно адаптироваться к окружающему миру? Узнайте больше об этой важной теме в статье от экспертов SOLGAR!
О нервной системе. Что происходит в голове ребенка?
Мозг быстро развивается в раннем детстве, причем наиболее значительный рост происходит в первые несколько лет жизни. К трем годам мозг ребенка составляет около 80% от размера взрослого1. К шести годам формирование и рост отделов головного мозга полностью завершается.
Мозг у детей очень пластичен, а это означает, что он адаптируется в ответ на получаемый опыт и среду, в которой он существует.
Для гармоничного развития ребенку требуется комфортная обогащенная среда, которая стимулирует мозг формировать и укреплять новые нейронные связи. Что она включает? Контакт между детьми и родителями, позитивный опыт общения с людьми, игры и возможность знакомиться с окружающим миром. Чем более разнообразна эта среда, тем активнее у детей происходит формирование новых нейронных связей и тем сильнее вовлеченность анализаторов, которые подключают разные участки коры головного мозга, и тем выше защита головного мозга от воздействия стрессовых факторов.
Что еще может влиять на динамику и характер развития мозга у детей?
Сензитивные периоды, во время которых мозг ребенка особенно чувствителен к определенным типам обучения и развития, например к развитию речи (0-6 лет), порядка в пространстве (0-3,5 лет), социальных навыков (2,5-6 лет), восприятия маленьких предметов и взаимодействия с ними (1,5-6,5 лет)3. Вне этих периодов попытки обучения ребенка навыку по принуждению зачастую бесполезны, приносят большой стресс и грозит неврозами. Это важно учитывать при выборе занятий с ребенком: не каждая обучающая игра будет уместна!
Сон — важная часть для формирования мозга ребенка. Именно поэтому дети, особенно младенцы, спят, в среднем, в 2 раза больше, чем взрослый человек.
Кроме того, из-за накопления нового опыта ребенок и его нервная система больше утомляются. Сон — главный инструмент организма для того, чтобы восстановиться и избежать переутомления. Установлено, что дети 3-5 лет, которые не спят в дневное время, чаще склонны к гиперактивности, импульсивности и нарушениям концентрации внимания и памяти.
Продолжительность сна важна для детей не меньше, чем его регулярность. Сон состоит из разных фаз, в течение которых происходят свои процессы. Например, во время медленного сна у детей обновляются нейромышечные связи, а во время быстрого — восстанавливается пластичность нейронов и происходит консолидации памяти.
Какие факторы негативно влияют на нервную систему ребенка
Существует множество факторов, которые могут негативно влиять на неокрепшую нервную систему ребенка, среди них:
- переутомление, высокая умственная нагрузка, в сочетании с недостаточным отдыхом в течение дня и в выходные (интенсивное расписание “кружков” и дополнительных занятий);
- недостаток сна у ребенка;
- конфликты в семье;
- зависимость от гаджетов, отсутствие диджитал-гигиены;
- переезд или изменения в окружающей среде;
- страх , который ребенок испытывает перед внешним миром. Он может быть основан на неблагоприятном предыдущем опыте (например, страх собак или незнакомых людей);
- внешнее давление, которое испытывает ребенок: высокие ожидания родителей и учителей, чувствительность к оценкам, буллинг одноклассников;
- дефицит нутриентов (например, железа, йода, магния или омега-3 жирных кислот) и тд.
Важно создать благоприятные условия для ребенка, чтобы он мог эффективно справляться с возникающими стрессовыми ситуациями.
Как выявить тревожного ребенка?
Нервная система в состоянии стресса: рассмотрим самые частые проявления тревожного состояния у ребенка:
Физические признаки
- Жалобы на боли в животе или головные боли;
- усталость, сонливость, вялость в течение всего дня;
- потливость, озноб или учащенное сердцебиение (признаки острой тревоги или приступов паники).
Поведенческие признаки
- Избегание определенных действий, мест или людей, которые вызывают у ребенка беспокойство;
- «прилипчивость»: необходимость постоянно быть в контакте с родителем или опекуном — видеть его, держать за руку;
- постоянный поиск одобрения старших.
Эмоциональные признаки
- Срывы, истерики, частые вспышки гнева, которые кажутся несоизмеримыми ситуации-триггеру;
- волнение, которое испытывает ребенок: ему трудно сидеть на месте, руки/ноги постоянно в движении, нужно держать в руках предмет, трогать свою кожу, обкусывать ногти;
- глаза «на мокром месте»: любое новое событие может вызвать у ребенка слезы;
- беспокойство по поводу будущих событий или гипотетических ситуаций.
Когнитивные признаки
- Трудности с концентрацией внимания, например, при выполнении домашнего задания;
- падение успеваемости в школе: ухудшение оценок и/или потеря интереса к школе;
- негативное мышление: частые мысли о развитии событий по худшему сценарию «ни у кого не получится», самокритика «у всех получится, а у меня — нет»;
- перфекционизм: нереально завышенные ожидания и страх совершить ошибку.
Социальные признаки
- Ребенок отстранился от друзей, семьи или занятий, которые раньше нравились;
- нежелание говорить и взаимодействовать (чаще с группой детей от 3-х и более человек), участвовать в групповых мероприятиях.
«Моим детям трудно справляться с эмоциями. Что делать?»
- Наладьте строгий график питания у каждого ребенка и не поощряйте перекусы с целью «заедания» стресса. Суточное потребление калорий должно соответствовать потребностям растущего организма, с учетом возможных занятий детей спортом, дополнительных учебных занятий и тд.
- Убедитесь, что взрослые в вашей семье умеют справляться с эмоциями (например, не решают конфликт через повышение голоса), ведь ребенок перенимает поведенческие стратегии в своей семье.
- Помогайте каждому ребенку найти альтернативный способ выхода негативных эмоций: физическая активность (спортивные игры), времяпрепровождение с животными (посещение детьми ипподрома или участие в выгуле собак из местного приюта).
- Помогите детям сделать окружающую действительность предсказуемой. Ребенку с повышенной тревожностью действительно важно знать, что родители все держат под контролем. Для этого можно подробно рассказывать детям о том, что вы планируете приготовить, когда идете по магазинам, какие у вас планы на выходных и тд.
- Контролируйте интернет-активность и использование детьми гаджетов, особенно в вечернее время. Игры в смартфоне не должны предлагаться, как единственный способ занять свободное время ребенка.
- Организуйте детям тихое успокаивающее место. Например, уголок релаксации в комнате, созданный в виде палатки-шалаша, где можно вместе почитать или послушать сказку.
- Практикуйте с ребенком медленное дыхание, чтобы контролировать гипервозбудимость, через игру «задуй свечу».
- Помните! Ни один родитель не обязан полностью разрешить и не допустить очередного тяжелого, кризисного периода ребенка. Иногда нужно просто принять, что некоторые кризисы у детей неизбежны, и, что в это время ваш малыш может плакать или кричать чуть чаще, чем обычно. В ваших силах поддержать его, обеспечить ему безопасность, эмпатию и комфортную среду, в которой он будет находить заботу и принятие.
Какие витамины помогут нервной системе ребенка?
«Будешь хорошо кушать — станешь большим и сильным!»
Но сила и активный рост — это не единственный результат, который может получить ребенок при полезном и сбалансированном питании.
Широкий спектр нутриентов нужен ребенку для:
- развития его когнитивных способностей (решение задач с использованием аналитики, синтеза, креативного подхода),
- поддержания стрессоустойчивости ребенка,
- психоэмоционального баланса и регуляции настроения.
Приведем несколько примеров:
Витамины группы В способствуют нормализации работы нервной системы и улучшению эмоционального состояния детей (снижению чувства беспокойства и тревоги). Холин и инозитол (витамины B4 и B8) оказывают нейропротекторное действие, так как поддерживают целостность мембраны каждой клетки головного мозга.
Магний участвует в регуляции нервного и мышечного напряжения, оказывает влияние на качество сна, способствует уменьшению мышечных спазмов и судорог, которые испытывает ребенок.
Многие нутриенты влияют на умственное развитие ребенка косвенным образом. Например, йод поддерживает работу щитовидной железы, а она, в свою очередь, — мозговую деятельность. При недостаточной активности щитовидной железы у ребенка могут наблюдаться раздражительность, тревожность, панические атаки, депрессия, ухудшение памяти, снижение концентрации внимания.
Витамин D, который известен своей способностью регулировать усвоение кальция в организме, в том числе имеет огромное значение для нейропластичности — способности нейронов адаптироваться под воздействием среды (наращивать новые и восстанавливать или устранять старые нейронные связи). Это влияет как на когнитивные способности развивающегося мозга детей, так и на снижение риска развития нарушений психического здоровья.
Омега-3 жирные кислоты (ЭПК и ДГК) — незаменимые строительные компоненты нервной системы детей с момента зачатия в утробе и вплоть до раннего дошкольного возраста. При этом, докозагексаеновая кислота (ДГК) имеет решающее значение для построения жиров в клетках мозга. Снижение уровня ДГК в развивающемся мозге приводит к нарушениям нейрогенеза, метаболизма нейротрансмиттеров и изменению обучаемости и зрительных функций! Дефицит Омега-3 негативно сказывается на памяти и внимании ребенка, на когнитивных способностях и устойчивости к стрессу.
Но дети не очень любят жирную рыбу и рыбий жир. Как компенсировать недостаток Омега-3 в привычном рационе ребенка?
Один из способов — «Золотые Рыбки Солгар» от SOLGAR.
В состав «Золотых Рыбок» входит 100 мг ДГК омега-3 — необходимая детям концентрация специально для поддержки развития мозга, поддержания когнитивных способностей, регуляции настроения, снижения возбуждения и контроля эмоциональных вспышек.
Жевательные капсулы в форме рыбок — это не только польза Омега-3 в каждом приеме, но и комфортный для ребенка способ принимать нутриенты без слез и уговоров, а также отличный старт для полезной привычки заботы о своем здоровье.
В завершение
Хочется подчеркнуть, что забота о нервной системе ребенка играет важную роль в его общем здоровье и благополучии. Помогая ему справляться с нервами и стрессом уже на ранних этапах жизни, мы помогаем ему стать более уверенным и успешным в будущем.
Реклама. ООО «СОЛГАР Витамин», ИНН 7707675226
© ООО «CОЛГАР Витамин» (ОГРН 5087746123636), 2024 г.
Данная статья является объектов авторского права. Автор – ООО «СОЛГАР Витамин» (ОГРН 5087746123636), 2024г. Не допускается полное или частичное копирование материалов статьи без указания активной ссылки на источник. В случае нарушения указанного требования автор вправе обратиться в компетентные органы.